Студопедия — Понятие «умственная отсталость», причины, степени и клинические формы умственной отстал

Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие

1.2. Понятие об интеллектуальных нарушениях

Интеллектуальные нарушения (расстройства) можно определить, как нарушение способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В. В. Ковалев, 1979).

Интеллектуальные нарушения, или нарушения интеллектуальной деятельности, могут возникать при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и отклонениях в развитии.

Для некоторых психических расстройств характерны преимущественные нарушения формирования мыслительных операций или регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (мотивационных процессов). В других случаях отмечаются операциональные нарушения с расстройством актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, например, при шизофрении.

Интеллектуальные нарушения при умственной отсталости. Известно, что в детской психиатрии, одним из наиболее распространенных расстройств является общее психическое недоразвитие. Следует отметить, что в последние годы отмечается стойкая тенденция к увеличению количества детей с общим психическим недоразвитием. Частота умственной отсталости в популяции оценивается в пределах от 0,5 до 3 %, причем, чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Кроме того, частота выявления резко возрастает с началом обучения в школе, достигая пика в 10–13 лет. Отмечается преобладание мальчиков в 1,5–2 раза, возможно в связи с частотой умственной отсталости с Х-сцепленным типом наследования. Вопросы умственной отсталости в одинаковой степени касаются психиатров, дефектологов, логопедов, психологов, в профессиональной компетенции которых находится эта проблема.

Умственная отсталость (mental retardation) – состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Термин «умственная отсталость» особенно широко используется в последние десятилетия. Существует мнение, что термин «олигофрения», а также термины, обозначающие ее степени «дебильность», «имбецильность», «идиотия» приобрели за длительную историю их употребления негативное значение.

В международных классификациях термин «умственная отсталость» вытеснил термин «олигофрения». В настоящее время в отечественной литературе термин «умственная отсталость» нередко употребляется как синоним термина «олигофрения».

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, то есть плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л. С. Выготский).

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Таким образом, при умственной отсталости отмечается не какой-то отдельный дефицит познавательного процесса, а дезорганизация всей системы интеллектуального функционирования, затрудняющая или делающая невозможной адекватную социальную адаптацию. Познавательный дефицит приводит к нарушению развития личности ребенка, не позволяет без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня развития, снижает социальную компетентность и качество жизни.

Понятие умственной отсталости является достаточно обобщенным, включающим стойкие мало обратимые нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы психического недоразвития и нарушения адаптивного поведения.

Два основных направления в понимании сущности интеллектуальных нарушений – клиническое и психологическое выделились в конце XIX – начале XX вв.

Клиническое направление, успешно развивавшееся в нашей стране, традиционно рассматривало слабоумие как следствие аномального развития мозга в связи с влияниями вредностей, воздействующих на разных этапах онтогенеза.

Психологическое направление, успешно развивавшееся в западных странах, рассматривало две модели умственной отсталости: в основе первой модели (модели развития) лежал тезис об отсутствии различий в развитии ребенка с нормальным интеллектом и умственно отсталого ребенка, за исключением замедленного темпа развития последнего. Вторая модель (дифференциальная) исходила из представлений о наличии специфических особенностей интеллектуального функционирования умственно отсталых индивидуумов. Первая модель получила более широкое признание за рубежом, чем вторая, и используется в международных классификациях.

Предпочтительность того или иного подхода к пониманию сущности интеллектуального нарушения нередко зависит от тяжести интеллектуального дефекта. При более тяжелых формах нарушений чаще используется клинический подход с указанием на диффузный характер органического мозгового дефекта, при легкой интеллектуальной недостаточности больше внимания уделяется социальной стороне неблагополучия в интеллектуальной сфере.

В отечественной психиатрии традиционно различают две основные формы патологии интеллекта:

– врожденную или приобретенную в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрению (врожденное слабоумие);

– приобретенное слабоумие – деменцию.

Понятие олигофрения часто отождествляется с понятием «слабоумие». Олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении (нарушения развития) головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и, прежде всего, лобной коры головного мозга (Г. Е. Сухарева; М. С. Певзнер; К. С. Лебединская; Е. М. Мастюкова и другие).

В настоящее время термин «олигофрения», как устаревший, рекомендуется заменять синонимичным понятием – «умственная отсталость».

Тотальный интеллектуальный дефект при ядерной (типичной) олигофрении сочетается с недоразвитием всех сторон психики: речи, восприятия, памяти, внимания, моторики, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения, личности и организма в целом.

В интеллектуальной сфере и других, перечисленных выше сферах, имеет место типичная для олигофрении иерархичность дефекта, когда более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции функций остаются недостаточно сформированными.

Недостаточность логического мышления, замедленный темп мышления и инертность психических процессов проявляются в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в другие условия.

Непрогредиентность этих состояний при наличии положительной эволютивной динамики, наличии специальных методов воспитания и обучения облегчают их трудовую подготовку и социальную адаптацию. В настоящее время показано, что ранняя психолого-медико-педагогическая помощь значительно облегчает социальную адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Значительно повысившаяся инклюзивность современного общества позволяет таким семьям чувствовать себя значительно комфортней, получая раннюю помощь от команды специалистов разных профилей и имея возможность широкого выбора образовательных маршрутов и путей социальной адаптации для своих «особых» детей.

Интеллектуальные нарушения при деменциях. Деменция (слабоумие приобретенное) представляет собой обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов, нивелировкой личностных характеристик, обусловленное органическим поражением мозга. Детская деменция развивается в возрасте после 3 лет и характеризуется снижением («распадом») уже более или менее сформированных интеллектуальных функций, то есть интеллектуальный дефект возникает позднее, чем при олигофрении. Структура дефекта при деменции имеет, как правило, мозаичный, парциальный характер. У детей младшего возраста разделение на олигофрению и деменцию во многом условно. Психический дизонтогенез по типу поврежденного развития (деменция) неизбежно сочетается с недоразвитием поврежденных структур и их функций, то есть имеет место сочетание двух форм дизонтогенеза: недоразвития (олигофрении) и поврежденного развития. В связи с этим Е. М. Мастюкова для обозначения всех случаев интеллектуальных нарушений, возникших в возрасте 1,5–3 лет и проявляющих прогредиентность (прогрессирование) позднее, предложила термин «олигофреноподобное состояние», который подчеркивает наличие проявлений психического недоразвития наряду с признаками поврежденности мозговых структур. При отсутствии прогредиентности у детей возможно частичное восстановление утраченных и приобретение новых знаний при условии адекватных реабилитационно-педагогических мероприятий, эффективность которых во многом зависит от участия в них родителей.

Деменция не является болезнью. Это синдром, представляющий собой нейропсихологический дефект, обусловленный хронической болезнью мозга – энцефалопатией. Деменция может иметь резидуальный (остаточный), например, при травмах мозга или мозговой гипоксии, и текущий характер. Прогредиентные деменции обусловлены прогрессирующими энцефалопатиями различного происхождения: синдром Ретта, лейкодистрофии, прогрессивный паралич и другие. При текущей деменции имеет место нарастающий интеллектуальный дефект, регресс развития, нивелировка личности.

Интеллектуальные нарушения у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это полиморфная группа, общим свойством которой является наличие в младенческом и раннем возрасте «малых неврологических знаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, что обычно квалифицируется педагогами как задержка психического развития.

Читайте также:  Выбираем назальный аспиратор

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) выделился в начале 1980-х гг. из более широкого понятия ММД. Ранее для обозначения этого понятия использовался термин «минимальное мозговое повреждение». Под этим названием объединяли группу детей, характеризующихся двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, импульсивностью поведения и трудностями обучения (специфические расстройства школьных навыков, таких как письмо, чтение, нарушения восприятия и речи). В МКБ-10 (1994) синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделах «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1). В классификации Американской Психиатрической Ассоциации DSM-III (1980) СДВГ определяется тремя ведущими симптомами: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Выделяются два варианта синдрома: СДВГ и синдром дефицита внимания без гиперактивности, но с нарушением внимания и импульсивностью.

В DSM-IV (1991) СДВГ отождествляется с ММД и выделяются три его варианта: синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; синдром дефицита внимания без гиперактивности; синдром гиперактивности без дефицита внимания. В последние годы доказано существование генетической предрасположенности к СДВГ на уровне медиаторов и трансмиттеров. СДВГ находится в центре внимания специалистов разных профилей: педиатров, неврологов, педагогов, дефектологов, нейропсихологов.

Пограничная интеллектуальная недостаточность. Состояния легкой интеллектуальной недостаточности, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики и занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Нередко рассматривается в рамках синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД), включает задержку психического развития (ЗПР).

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР). Термин обозначает полиморфную группу детей с нарушениями познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия: пограничная интеллектуальная недостаточность. Распространенные в отечественной литературе термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Вследствие замедления созревания структур головного мозга у детей с раннего возраста отмечается отставание разных сторон психической деятельности: познавательной, эмоционально-волевой, двигательной, или какой-либо одной из них.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, в отечественной литературе рассматриваются как отдельная группа состояний с отставанием развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного заболевания.

В отличие от умственной отсталости ЗПР полностью или частично обратима. ЗПР в детском возрасте может быть также признаком патохарактерологических нарушений развития личности, которые проявятся позже в виде нарушений поведения или специфических расстройств школьных навыков, которые кодируются в МКБ-10 в разделе F80-F89 «Расстройства психологического (психического) развития». У взрослых могут оставаться некоторые проявления минимальной мозговой дисфункции в виде явлений синдрома нарушения внимания и в меньшей степени гиперактивности (СДВГ) в форме непоседливости, суетливости.

Интеллектуальные нарушения при локальных поражениях мозга. Опыт исследования нарушений интеллектуальной деятельности с позиций теории системной динамической локализации высших психических функций показал, что нейропсихологические симптомы нарушений мышления имеют такое же локальное значение, как и симптомы нарушений других познавательных процессов.

При поражении преимущественно префронтальных отделов лобных долей мозга страдают регуляторные механизмы программирования и контроля любой интеллектуальной деятельности (наглядно-образной и вербально-логической) при сохранности речевых и неречевых операций. Поражение теменно-затылочных структур отражается на операциональном аспекте разных форм интеллектуальной деятельности. Нарушаются счет, конструктивный праксис, понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. При этом сохраняется мотивация, процессы программирования и контроля. Особые формы интеллектуальных нарушения, связанные с нарушением кодирования речевых сигналов и трудностями организации речевого высказывания, отмечаются при поражении речевых зон левого полушария. Страдает операциональная сторона словесно-логического мышления. Преимущественно динамические интеллектуальные нарушения возникают при поражении нижних отделов ствола головного мозга, преимущественно диэнцефальных и лимбических структур. При различных отклонениях психического развития отмечается общее недоразвитие интеллектуальной деятельности, которое может определяться недоразвитием речевой системы или отдельных анализаторов.

Интеллектуальные нарушения следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, истощаемости в связи с астенией после болезни, переутомлением.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы предмет, цели и задачи дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений»?

2. Какие компетенции получают студенты-бакалавры в результате освоения этой дисциплины?

3. Какие подходы к определению интеллекта описаны в литературе?

4. Охарактеризуйте теории и концепции, касающиеся природы и механизмов интеллекта.

5. Дайте характеристику понятия «интеллект» с точки зрения психиатрической науки и разных психологических школ.

6. Какие методы используются для количественной оценки интеллектуального развития?

7. Что такое коэффициент интеллекта?

8. Как соотносятся понятия «интеллект» и «обучаемость»?

9. Определите понятие «интеллектуальные нарушения».

10. Сравните клинические, психологические, педагогические, социологические подходы к определению понятия «интеллект».

11. Проанализируйте, какое влияние оказали теории интеллекта на представления о методах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы

Аудиторная форма: просмотр видеолекций.

Внеаудиторная форма: подбор и изучение литературы; составление тезауруса «Клиники интеллектуальных нарушений»; подготовка мультимедийных презентаций по истории психопатологии; подготовка кроссвордов на основе тезауруса; составление конспектов научных статей из периодических изданий по теме лекций; подготовка к контрольной работе.

Формы умственной отсталости

Умственная отсталость может быть врождённой или приобретённой, но тогда это происходит только в раннем детском возрасте. Также это может быть выражением недостаточного психического развития. В любом случае следствием каких-то органических или социальных причин становится снижение интеллектуальных способностей, а вместе с тем и нарушение эмоционально-волевой сферы, двигательных функций и речи. Одним из первых, кто попытался систематизировать отклонения этого рода был Эмиль Крепелин, он же ввёл и понятие «олигофрения». Правда, исследовались люди, у которых причиной нарушения были соматические болезни и травмы, а современный подход включает в себя ещё и психические аномалии в развитии, вызванные социальными факторами.

Дифференциация

Первая же попытка дифференциации умственной отсталости принадлежит Филиппу Пинелю, который ввёл понятие «идиотия» и выделил четыре её основных вида. Но главное в том, что Пинель разделил слабоумие на врождённое и приобретённое, а это различие актуально и в наши дни. Таким образом патологические отклонения уровня интеллекта принято делить на олигофрению и деменцию. Под первым понимают врождённый дефект, в под вторым — приобретённый. При олигофрении умственные способности человека никогда не были в норме, а при деменции были, но потом из-за чего-то снизились. Согласно традиционной классификации выделяются три степени:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Последняя самая тяжёлая. Однако в современной МКБ-10 указываются 4 степени. На два уровня делиться имбецильность. А вообще это:

  • лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая;
  • глубокая

умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, поскольку признаны выходящими за рамки медицины ярлыками, но они же были ещё в МКБ-9. Когда-то выделялась ещё и некая пограничная умственная отсталость. Это было ещё в годы СССР, а в мире тогда существовали критерии МКБ-8. Пограничная умственная отсталость — это IQ 68-85, но рассматривать такой уровень аномальным может только слишком большой оптимист, поэтому такое состояние было справедливо удалено из всех медицинских справочников и классификаторов.

Умственная отсталость: формы

Понятие формы нужно для классификации проявления отсталости. К примеру, Мария Семёновна Певзнер предложила следующую классификацию состояний:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые, тормозные и с выраженной слабостью основных нервных процессов);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозга.
Читайте также:  У вас что-то новое во рту - куда и с чем идти

Так же про формы говорят, когда пытаются указать на особые случаи или выделяют что-то клиническое. Первое нашло в МКБ отражение в виде диагноза F78 «другие формы». Он ставится если рассматривается ситуация, когда у ребёнка есть какие-то другие дефекты, которые не позволяют относить его к общему ряду. К примеру, есть основания полагать, что у ребёнка низкий уровень умственного развития, но он глухонемой, слепой или страдает какими-то ещё болезнями, что затрудняет диагностику по общим критериям. Говорят ещё и про клинические формы умственной отсталости. Под этим понимается необходимость лечения. Чаще всего речь об этом возникает тогда, когда больной совершает плохие поступки, и его поведение требует коррекции. Сами же степени соответствия хронологического возраста психическому не являются основой для градации по принципу «этих лечить, а этих не лечить».

Особые формы умственной отсталости достаточно часто рассматриваются из-за необходимости дифференцирования. Так, при атонической форме на первое место выходят аффективная незрелость и нестабильность, смешение эмоций, отсутствие интереса к среде, ослабление инстинктов, хаотичность деятельности, стереотипные движения. Всё это можно принять за аутизм или шизофрению. Тем не менее, при атонической олигофрении дети могут пытаться идти на контакт, но у них это не получается. Так же не прослеживается и продуктивная симптоматика шизофрении.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, что является наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости. Это обусловлено различными подходами к диагностированию и общим отношением к проблематике. Возможно, что справедливыми окажутся такие цифры. В той или иной мере низкое умственное развитие касается примерно 1% детей, а от 68,9 % до 88,9 % из них имеют лёгкую степень умственной отсталости.

Умеренная умственная отсталость: краткая характеристика

Сначала о лёгкой форме. Это психический возраст 9-10 лет, а коэффициент интеллекта 50-69. Судьба таких детей может быть самой разной. Не исключается посещение обычного детского сада и общеобразовательной школы. Конечно, тогда мы будем иметь дело скорее всего с двоечником, поскольку программа, рассчитанная на нормальных детей, для таких слишком трудна.

Отметим ещё одну сложность. Какой-то вид проблематичности не обязательно может быть связан с олигофренией. Выше мы сказали про возраст 9-10 лет. Так вот, если это олигофрения, а степень выраженности — дебильность, говоря по-старому, то больной никогда не достигнет психического возраста в 14-15 лет, никогда не посмотрит на мир взрослыми глазами, а его детскость не нужно путать с лирическим нежеланием взрослеть. Тут всё иначе.

Но существует ещё и задержка в психическом развитии, которая может являться обратимой. Другими словами, в период от 7 до 9 лет ребёнок развивался с большим запозданием, но потом «наверстал» упущенное и сравнялся со своими сверстниками. Определённые отличия от них у него могут сохраниться, но не столь патологические, как при олигофрении.

Ребёнок с умеренной формой умственной отсталости — это психический возраст 6-9 лет, его коэффициент интеллекта 35-49, а традиционный термин обозначения «нерезко выраженная имбецильность». Тут всё гораздо хуже. Больные отличаются внешним видом, а в обычной школе им делать было бы нечего, но они в неё и не попадут. Окружающих они понимают, конечно если те не говорят про квантовую физику, могут выражать свои мысли сами. Только мысли их очень просты, а выражение сводится к одному-двум словам. Обычно словарный запас состоит из нескольких десятков слов, но может достигать и 200-300 слов.

При умеренной умственной отсталости дети учатся в специальных школах, где их удаётся обучить чтению простых текстов, написанию отдельных фраз, счёту до десяти. Основной способ обучения — привитие подражательных навыков. Таким образом самых маленьких учат одеваться самостоятельно и выполнять элементарные действия по самообслуживанию, а детей постарше в рамках предельно упрощённой школьной программы. Впрочем, автору известны случаи, когда детям с умеренной степенью умственной отсталости прививали даже навыки рукоделия. Но для самостоятельной жизни в социуме они совершенно не приспособлены.

Тяжелая умственная отсталость: краткая характеристика

Это выраженная имбецильность. Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. А на этот раз начнём глубокой, т. е. идиотии. При идиотии коэффициент интеллекта обозначают «до 20». В некоторых случаях его определение невозможно, ибо не родился тот герой, который может определить такой показатель у ребёнка, который вообще ничего не понимает и не говорит. Тут же всё не так страшно, но и совсем даже не радужно. IQ где-то на уровне 20-34, а его определение, говоря правду, зависит от диагноста, а не от самого пациента. Психический возраст 3-6 лет, но такие имбецилы это не такие дети, как здоровые в 6 лет. Некоторые обычные в 6 читают и пишут, поют и пляшут, декламируют стихи и собирают не кубики, но конструкторы. При тяжёлой умственной отсталости дети знают минимум слов, а так же — не всегда знают, зачем они вообще-то нужны, если можно показать рукой.

Однако они бывают разные. Могут быть вялые, апатичные, ни на что не реагирующие или реагирующие парадоксальным образом. Могут же быть активными, энергичными и непоседливыми. Индивидуальные черты тоже разные — кто-то зол, агрессивен, часто встречаются вспышки гнева, а кто-то дружелюбен, добр и отзывчив, любит похвалу и ласки.

Всё, чего можно добиться от таких детей — это привить им навыки элементарного самообслуживания, а так же выражать свои потребности не загадочными звуками, но некоторыми словами. Иногда педагоги считают большим достижением, когда воспитанник научится обозначать свой дискомфорт словами — «холодно», «жарко», «в туалет», «болит», или станет использовать слова «хорошо», «доволен» со смыслом. Про какую-то самостоятельность в социуме и речи быть не может.

Во всех случаях приходится учитывать ещё и то, что умственная отсталость, хоть и является самостоятельной нозологической единицей, может быть следствием не чего-то, что было до рождения или в ходе родов, но являться одним из следствий текущего заболевания. Некоторые из таких являются неизлечимыми, а медицина может лишь каким-то образом облегчить общую тяжесть ситуации.

Дети с умственным отставание в развитии. Подробнее про синдром Дауна.

Догонять, отставая

«Зачем он вам? Он же умственно отсталый, намучаетесь!» — как часто слышат такие слова молодые мамы в роддомах от «опытных» нянечек и медсестёр… То же самое слышат и пары, желающие взять малыша такого малыша из дома ребёнка или детского дома. Вот и получается, что дети такие – самые ненужные и одинокие из детей-сирот. Получив диагноз «умственная отсталость» в медицинской карте, они практически навсегда остаются с ним на всю жизнь, хотя далеко не всегда диагноз соответствует действительности.

Итак, попробуем разобраться:

…Что же такое умственная отсталость?
Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это обобщённое название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. На практике, например при госпитализации в психиатрическую больницу или решении юридических проблем умственно отсталым принято считать человека, который в силу врожденного или проявившегося в раннем возрасте снижения интеллекта не способен к независимому существованию и нуждается в посторонней помощи.

В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм — синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых детей. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом.

Другие формы умственной отсталости сравнительно редки, но страшные названия хоть раз, наверное, слышал каждый: гидроцефалия, имбецильность, кретинизм.

Читайте также:  О препарате - Cinnovex (Синновекс) - лечение рассеянного склероза

Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких детей обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью.
И здесь мы подходим к принципиально важному вопросу:

…Как оценить степень умственной отсталости малыша?
Оценка уровня умственного развития — очень непростая и неоднозначная проблема. Его определяют медицинские психологи, врачи — невропатологи и психиатры, педагоги.

Чаще всего для диагностики умственной отсталости применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70 – по международной классификации болезней (МКБ-10) и ниже 80 – по российской врачебной практике. В таблице ниже наглядно показана разница международного и российского подходов к определению степени умственного развития ребёнка.

IQ (по тесту Векслера) Клиническое определение Определение степени
умственной отсталости
по МКБ-10
80-100 Норма Норма
70-80 Пограничные с нормой
задержки развития
50-70 Дебильность Лёгкая
35-50 Имбецильность Умеренная
20-35 Тяжёлая
Менее 20 Идиотия

Однако, даже при условии использования международной – более лояльной и мягкой — классификации, очевидно, что такого критерия недостаточно для оценки адекватности ребёнка. Ведь в день обследования малыш может быть не в настроении, чувствовать себя усталым, просто не заинтересоваться заданием. От неуверенности, из лени или просто стремясь избавиться от неприятного ему «приставания» незнакомых взрослых людей, ребёнок не выполнит предложенного задания, не ответит на вопросы теста, заявив, что не знает или не умеет этого, хотя в действительности знает и умеет и в другой ситуации легко бы выполнил требуемое. И в результате разового обследования может появиться ошибочное заключение.

Заметим, что поскольку такие обследования включают также и педагогические (любознательность, обучаемость ребёнка) и психологические (контактность, интерес к окружающему миру, взаимодействие с предметами и другими детьми) аспекты, то домашним детям пройти их значительно легче. Малышам-отказникам, живущим в доме ребёнка или в больнице, не хватает этого каждодневного внимания, планомерных развивающих занятий, да и просто общения, что тоже часто негативно влияет на результаты оценки их интеллекта.

Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также региональной спецификой. Точных данных о проценте детей с диагнозом «умственная отсталость» в российской системе детских домов нет, однако любой, кто хоть раз бывал в детском доме, знает, что такой диагноз встречается практически у каждого десятого ребёнка.

У врачей и воспитателей часто нет времени на то, чтобы составить представление о психическом развитии детей, их способности к обучению, не говоря уже о бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям. Вот и получаем мы тысячи запущенных детей, которых с младенчества растят как умственно отсталых, не корректируя их развитие, не уделяя должного внимания достижению пусть маленьких, но результатов и успехов.

А ведь значительная доля случаев умственной отсталости обусловлена именно недостатком или отсутствием мотивации. Эффект общественного отчуждения, постоянных неудач и слабого или непоследовательного подкрепления приводит к тому, что у многих детей просто отсутствует мотивация к достижению успеха. И именно психические причины, а не физиологические и органические, как принято считать, чаще всего вызывают те или иные формы умственной отсталости у детей. Получается, мы сами – роддома, больницы, врачи и воспитатели в домах ребёнка и детских домах, общество, наконец, — ставим на детях это клеймо, от которого практически невозможно избавиться, как ни старайся – «умственно отсталый».

Конечно, в этом ряду особняком стоит синдром Дауна, как одна из форм геномной патологии. У детишек с синдромом Дауна есть одна лишняя хромосома в 21 паре, из-за чего общее количество хромосом равно 47. Эта лишняя хромосома 21 пары как раз и вызывает синдром Дауна. Хотя никто не может с уверенностью сказать, каким будет ребенок, лишняя хромосома всегда нарушает нормальное развитие мозга, вызывая впоследствии у ребенка умственную отсталость и характерные физические особенности (маленькие уши, узкие глаза, зрачки которых постоянно направлены вверх, короткие руки, маленькое туловище и голова, ребенок менее активен, чем другие дети и т.д.).

Однако, даже в этом случае степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Эти дети вполне обучаемы, а занятия с ними — по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, — часто приводят к неплохим результатам.

…Что мы можем сделать для таких детей?
В основном, дети с умственной отсталостью болеют так же часто, как их полноценные сверстники. В отдельных случаях, как например, при синдроме Дауна, умственной отсталости могут сопутствовать проблемы, которые способствуют возникновению у ребенка целого ряда дополнительных заболеваний. Иногда у таких детей возникают проблемы со слухом, зрением, повышенная восприимчивость к инфекциям.

Никто не может с точностью предсказать ни того, каким будет ребенок, ни того, какова будет степень его умственной отсталости, когда он вырастет.

Дети с синдромом Дауна, например, ничем не отличаются по своему поведению от здоровых сверстников. Им нравится играть, ходить в школу, общаться с другими детьми. Как правило, они бывают даже более веселыми и непосредственными, чем их здоровые сверстники.

Есть исследования, показывающие, что социальное развитие ребенка с синдромом Дауна часто на несколько лет опережает его интеллектуальное развитие. Поэтому такие дети хорошо находят контакт в семье и легко общаются с другими людьми. При соответствующей тренировке молодые люди и взрослые с синдромом Дауна или с другой психической и умственной инвалидностью могут превосходно выполнять простые работы на специализированных предприятиях. В настоящее время трудно надеяться на то, что они сумеют жить независимой жизнью, не будучи под присмотром кого-то из родных или близких. Если люди с синдромом Дауна будут иметь стимулы, адекватную подготовку, поддержку – в первую очередь психологическую, то большинство из них сможет овладеть основными навыками самообслуживания и самостоятельного передвижения.

Что же касается детей с легкой степенью умственной отсталости (а часто и фактическим отсутствием оной при наличии диагноза в мед.карте), то здесь важнее всего не запустить ребёнка, не дать ему опустить руки, остановиться в развитии. Ведь тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, нарушения развития речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При правильной и своевременной организации воспитания, а также занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, многие отклоне¬ния развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Именно поэтому так важна система социальной адаптации таких детей и помощи их родителям или приёмным семьям.

Индивидуальная помощь медиков-специалистов дает возможность построить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями. В идеале такая работа также должна включать и семинары для родителей, обучающие их взаимодействию с собственным ребёнком, и детские праздники, на которых дети могли бы играть, общаться, наблюдать за прогрессом друг друга.

Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на несложной работе), заводят семью, детей, живут полной жизнью и получают от неё удовольствие.

Эмили Мэвино НАШ РЕБЕНОК- ЧЕЛОВЕК С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ссылка на основную публикацию
СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Просто о медицине
Биология и медицина ЦПМ (цитоплазматическая мембрана) прокариот: функции ЦПМ (цитоплазматическая мембрана) прокариот выполняет разнообразные функции, в основном обеспечиваемые локализованными в...
Строение и отделы позвоночного столба — Региональный Одесский Центр Восстановления Позвоночника и Ре
Какое строение имеет позвоночник человека Позвоночник — это своего рода опорная ось, стержень тела, обеспечивающая ему статистическую устойчивость и динамическую...
Строение и функции грудной клетки, строение и анатомия грудной мышцы позвоночника человека
Строение, анатомия и функции грудного отдела позвоночника Грудная клетка человека Грудная клетка человека представляет собой каркас, состоящий из позвонков, грудины...
Структура и организация родовспоможения в россии
Специалисты акушерско-гинекологической службы региона ищут пути выхода из демографического кризиса Материал опубликован 17 октября 2018 в 16:53. Медицинские аспекты управления...
Adblock detector