ФГБНУ НЦПЗ; Аутизм в детстве

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Читайте также:  Таблетки и суспензия Амоксиклав инструкция по применению, цена, отзывы врачей, аналоги

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Учи­ты­вая не­ук­лон­ный рост аутиз­ма во всем ми­ре, со­вре­мен­ным ро­ди­те­лям сле­ду­ет быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми к по­ве­де­нию сво­их ма­лень­ких де­тей. Если воз­ник­ли по­до­зре­ния на дет­ский аутизм, нуж­но как мож­но рань­ше об­ра­тить­ся к спе­ци­а­лис­там и про­вес­ти не­об­хо­ди­мые тес­ти­ро­ва­ния и ла­бо­ра­тор­ные ис­сле­до­ва­ния.

Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Не так давно я побывала на практике в школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями, где очень много детей-аутистов школьного возраста. Наблюдая за ними, не переставала удивляться творению природы: почему они такие, как с ними общаться, как понять? Какой урок они несут в мир? Ведь до недавнего времени не было такого количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), их число увеличивается не то, что с годом, с каждым месяцем.

Это как в 70-80 годы рождалось много детей индиго, призванных помочь нам в поисках истины, смысла жизни и устройства мира. Теперь рождаются аутисты. От чего будут спасать мир они? У всех них есть одна общая черта – нарушена коммуникация. То есть они абсолютно не умеют общаться с людьми, даже, если умеют говорить и понимают речь, как будто у них что-то сломалось внутри. Повторяют слова как попугаи, выдают заумные фразы или визжат как поросята. Может быть, они несут урок гуманизма – через обучение их элементарному человеческому общению научиться самим общаться вживую, не прибегая к гаджетам и чатам. Ведь, похоже, проблема нарушенной коммуникации есть не только у детей с РАС, но и у здоровых подростков, студентов, взрослых людей, которые все чаще склонны к социальной аутизации: замыкаются в себе, общаются только в телефонах, уходят от реальных проблем?

Чтобы понять детей-аутистов, нужно повнимательней изучить их поведение. Какими бывают дети дождя, как их классифицировать по группам и какой подход выбрать, чтобы оказать реальную помощь, поговорим в этой статье.


Виды аутизма

Когда долго находишься в группе детей-аутистов, складывается впечатление, что ты попал в сумасшедший дом. Один ребенок зачем-то кружится на протяжении часа со скакалкой в руках, другой, забился в один из ящиков книжной полки и сидит там, выкрикивая странные фразы, третий долбит себя кулаком по голове, четвертый декламирует стихи, пятый выдергивает нитки из носков, пытаясь ими пообедать, шестой с наслаждением грызет глянцевый журнал. Что они делают? Но наука не стоит на месте и ученые уже выяснили общие черты всех детей-аутистов, коими являются:

Трудности с выражением привязанности.

Аутостимуляция – могут долго трясти руками в воздухе, воспроизводить один и тот же звук и т.п.

Затруднение в обмене эмоциональными жестами.

Выстраивание рядов из игрушек, обуви, книг (стереотипная игра).

Эхолалии – механическое повторение фраз за взрослым.

Трудности в использовании и понимании символьной системы (буквы, числа воспринимаются как узор).

Читайте также:  Детская городская поликлиника № 99 филиал № 3 г

Проблема с сенсорной интеграцией – отсутствие реакции на свет, звук, прикосновение, запах.

Разделенное внимание – не реагируют на объект, не следят за ним глазами, когда собеседник привлекают к нему внимание. («Смотри, вон, птичка полетела!» — реакции нет).

Манипуляции с предметами для получения сенсорных ощущений.

Трудности с подражанием.

Феномен тождества – ребенок избирателен к одежде, еде, маршруту.

Сверхинтересы (например, зацикленность на Человеке-пауке или сигнале пожарной тревоги).

Нарушение прагматики – ребенок не может подстроиться под ситуацию общения, не улавливает интонацию взрослого.

Трудности в понимании истинного смысла высказывания. (Например, «Держись крепко, можешь упасть!» – понимают как разрешение к падению).

На основе этих признаков профессором О.С. Никольской была сформирована психологическая классификация аутизма, исходя из которой, всех детей с расстройствами аутистического спектра можно поделить на 4 группы.

1 группа. Низкофункциональные аутисты, их поведение указывает на полную отрешенность от происходящего.

2 группа. Низкофункциональные аутисты, поведение направлено на активное отвержение окружающих предметов и явлений.

3 группа. Высокофункциональные аутисты, полностью захваченные своими аутистическим интересами и сверхидеями.

4 группа. Высокофункциональные, легкая степень аутизма или РАС, приближены к условно-нормальным детям, но отличаются большой трудностью в организации общения и свободного взаимодействия с окружающими.

Отрешенные от происходящего аутисты

Дети первой группы – самые сложные, их поведение носит полевой характер, то есть у них низкий уровень произвольности, нет определенной цели деятельности, которая у нормальных детей проявляется в виде достижение собственных потребностей. При таком поведении дети ведутся на случайные стимулы окружающего мира: позвали – он пошел, забрали игрушку – отдал, показали картинку – заинтересовался. Не проявляют никакой воли, бесцельно перемещаются от одного предмета к другому, не реагируют на обращенную к ним речь, сами тоже не используют разговор, лишь иногда выдают нечленораздельные словосочетания. Эти дети настолько беспомощны, что не могут научиться элементарному самообслуживанию, часто не испытывают боли и не ощущают температуру в комнате.

Они полностью отрешены от мира, как будто ничего не видят и не слышат, хотя ловко взбираются на верхотуры и лестницы, умело там балансируют, перепрыгивают с одного места на другое.

Иногда они выказывают понимание происходящего, но при попытке зафиксировать их внимание на объекте убегают от вмешательства взрослого в свой мирок. Понимание обращенных к ним фраз остается неизведанным, эпизодически вслушиваются и выполняют инструкцию. Прогноз развития неблагоприятный. Общаться могут только с помощью специальных карточек, письменной речи обучаются быстрее через буквы компьютерной клавиатуры. Также легко осваивают телефоны, бытовые приборы и гаджеты.

Стереотипии у этих детей почти отсутствуют, но аутостимуляция у них все же есть за счет пространственных ощущений собственного тела во время лазания, карабканья, кружения, катания на качелях. Порой успокаивающие впечатления они достигают за счет бесцельно наблюдения за раскачиванием облаков, колыханием ветвей деревьев, мельканием огней или перемещением машин. Дети первой группы четко разделяют людей на своих и чужих. Особую привязанность испытывают к тем, кто будет их кружить или подбрасывать, нередко нуждаются в тактильном контакте, поэтому могут подойти к взрослому и взять его за руку. Из чего можно сделать вывод, что даже глубоко аутичных детей можно организовать на совместную деятельность. Задачей коррекционной работы становится последовательное вовлечение ребенка в более развернутое общение со взрослым, максимально раскрывая его имеющийся потенциал.

Активное отвержение окружающей действительности

Следующими по тяжести являются дети второй группы. Это классический пример аутизма, проявляющийся во множестве двигательных и сенсорных стереотипий, раздражении собственных органов, которые служат аутостимуляцией. Это дети с повышенной тревожностью и многочисленными страхами, их поведение характеризуется манерностью, вычурностью, позированием, по отношению к окружающим они настроены негативно, а порой агрессивно. В речи присутствуют клише, повторение команд, эхолалии.

В отличие от первой группы с низкой активностью, поведение аутистов второй группы не полевое. Они склонны к выработке привычных устоявшихся форм существования, за которые будут бороться всеми имеющимися средствами. Очень сильно привязываются к близкому человеку, контролируют его присутствие, которое служит основой его стабильности. Любят привычный маршрут следования, одну и ту же одежду, избирательны в еде, негативно относятся ко всем нововведениям, ощущая от них испуг и дискомфорт. Чрезмерное количество страхов от новаторства выливается в агрессию, отрицание происходящего, срыв поведения, самоагрессию. В привычных же условиях ребенок легко осваивает навыки самообслуживания, может проявить мастерство в лепке, рисовании, аппликации, нередко вырабатывает красивый почерк.

Аутостимуляция проявляется в виде двигательных, речевых стереотипий, манипуляций с предметами –так эти дети защищают себя от неприятных впечатлений окружающей действительности, но становление психических функций при этом страдает. Обладая неплохой памятью, ловкостью рук, музыкальным слухом, математическими способностями, они не используют их по назначению. Ограничиваясь стереотипами, знания об окружающем у них фрагментарны, осваиваются механически, и без специальной коррекционной работы не могут применяться в реальной жизни. Обучаются такие дети с опорой на привычный уклад жизни, в рамках которого могут освоить не только программу коррекционной школы.

Высокофункциональные аутисты, захваченные своими идеями

Представители третьей группы детей-аутистов отличаются от представителей первой и второй групп тем, что у них больше произвольности, они способны вырабатывать защиту от страхов, внешне напоминают детей-психопатов. Однако их аутизм проявляется в том, что они поглощены собственными сверхинтересами и сверхидеями и не способны выстраивать диалог с окружающими. Их поведение нередко можно назвать целенаправленным, они активно действуют, но их самооценка формируется только на опыте подтверждения успешности. Они не склонны к исследованию, берутся только за те дела, с которыми могут справиться. Стереотипии у них выражаются в потребности следовать программе собственных действий. Если же сценарий будет нарушен, у ребенка возникает срыв, истерика с требованием все делать по его. При этом он абсолютно не умеет общаться ни с детьми, ни со взрослыми.

Речь у детей этой группы развернута, грамматически правильна, с хорошим словарным запасом. Нередко отмечается высокий уровень познавательных способностей, энциклопедических знаний, но наблюдаются в основном монологи хоть и на умные темы, простую беседу они поддержать не могут. Их представление о реалиях жизни далеки от истины, они наслаждаются тем, что упорядочивают полученную информацию, выстраивают ее в ряды.

Стереотипии проявляются в умственных действиях и рисунках, обычно изображающих что-то страшное и похожих друг на друга, это и являются для них своеобразной аутостимуляцией. При этом дети очень неловки в движениях, сложно осваивают навыки самообслуживания. Со стороны особенно в раннем возрасте они кажутся одаренными, но позже выявляется их неумение выстраивать взаимодействие, интерпретировать интонации, мимику, сосредотачиваться на заданном объекте, они поглощены только своими сверхценными идеями. При этом дети очень хорошо обучаются даже в общеобразовательной школе, настораживает их поведение, часто их называют больными с синдромом Аспергера.

Легкая степень аутизма с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими

К самой легкой четвертой группе относятся дети с аутистическими расстройствами, приближенные к условно-нормальным детям. На первый план у них выступают неврозоподобные расстройства: тормозимость, пугливость, ранимость. Стереотипии есть, но неявные, в основном в пищевом поведении. У них неплохая произвольная сфера, но они быстро перевозбуждаются или истощаются при общении с другими людьми. У детей этой группы отмечаются проблемы с организацией внимания, пониманием инструкции. Отставание в психическом и социальном развитии проявляется в отсутствии эмоций при контакте. Они тревожны, пугаются при изменении событий и появлении непредвиденных обстоятельств, поэтому часто ищут одобрения, помощи взрослого человека. Получая необходимую защищенность, они очень сильно привязываются, обретая стойкую зависимость от близких людей.

Особенность этой группы детей в том, что они хотят выстраивать отношения с окружающими посредством взрослого, который поможет контролировать происходящее и явится гарантом стабильности. При отсутствии такого человека дети пугаются, становятся импульсивными, агрессивными и даже могут деградировать до уровня детей второй группы. Активная поддержка взрослого служит для них своего рода аутостимуляцией, но в отличие от детей второй группы, которые нуждаются в физической аутостимуляции, высокофункциональные аутисты четвертой группы не могут обходиться без постоянной эмоциональной стимуляции.

В отличие от всех других групп эти дети могут реагировать на возникшие обстоятельства, адекватно ответить на вопрос, поддержать беседу. Психическое развитие характеризуется отставанием, эмоционально они могут быть адекватными, приспосабливаются к эмоциональной среде группы, в которой находятся. Наблюдается дискоординация движений, нарушение крупной и мелкой моторики, неуклюжесть в бытовом обслуживании. Речь полностью сформирована, но прослеживается нелогичность, непонимание ситуации общения – интонации, мимики говорящего, а также медлительность в интеллектуальной деятельности, ограниченные игры и фантазии. Часто уходят в свои фантазии, увлекаются лишь своими интересами и посвящают им жизнь. Могут увлечься драконами или какими-либо звуковыми сигналами.

В отличие от детей третьей группы достигают успехов в прикладном и декоративном искусстве, хотя, на первый взгляд, по сравнению с ними кажутся рассеянными тюфяками. Нередко у этих детей при обследовании выявляют пограничное состояние между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эти аутята наименее склонны к стереотипиям, проявляют спонтанность, умеют подражать и контактировать с другими людьми, благодаря чему легко обучаемы. Хотя и испытывают трудности с пониманием многозначных слов и скрытых интонационных смыслов высказывания при правильной коррекционной работе они имеют наилучший прогноз психического и социального развития.

Учитывая особенности каждой группы детей, можно выстроить работу с ними на основе именно тех сенсорных стимулов, в которых нуждается каждый ее представитель. Одной из главных задач коррекционной работы является создание условий для ухода от сверхсосредоточения ребенка на каком-то одном действии или поведении и переключения его на выстраивание активного взаимодействия с миром. А также развитие сферы спонтанных чувств и эмоций, гибкости общения и осмысленного поведения в обществе.

Аутизм разновидности

В клинической картине детского аутизма типа синдрома Каннера (эволютивно-процессуального генеза, классического варианта) можно выделить наиболее характерные симптомы, постоянно присутствующие, хотя не все из них нозологически специфичны. Синдром Каннера, рассматриваемый в группе детского аутизма, имеет начало от рождения до 36 мес жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность от реального мира с неспособностью формирования общения, симптомы асинхронного дизонтогенеза с неравномерным созреванием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер жизнедеятельности. Характерны явления протодиакризиса с недостаточным различением одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игру характеризуют косные стереотипы, симптомы тождества, отсутствие подражания, недостаток реакций или повышенная чувствительность на дискомфорт и комфорт. Игра часто протекает с характером патологического влечения. В игре и поведении отсутствует единство, внутренняя логика. Форма общения с родными, матерью — симбиотическая или индифферентная — с ослабленной эмоциональной реакцией на них, вплоть до отказа реагирования с ними. Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов, посторонних лиц сопровождается удалением от них либо хаотической реакцией недовольства и страха с агрессией и самоагрессией.

Читайте также:  Электронная библиотека ДВГМУ Феномен роли коллагена IV типа и матриксной металлопротеиназы 9 типа в

Во внешнем облике ребенка отмечаются застывшая мимика, взгляд, обращенный в пустоту, внутрь себя, отсутствие реакции «глаза в глаза»; при этом иногда возникает мимолетная фиксация на окружающих лицах, предметах с преимущественным восприятием предметов на периферии.

Моторика угловатая, неритмичная, со стереотипными движениями. В моторной сфере сохраняются ранние атетозоподобные движения в пальцах рук, отталкивание от опоры стопами, что ведет к положению на цыпочках во время ходьбы. Наряду с этими явлениями возможно развитие сложных, тонких моторных актов.

Рецептивная, а также экспрессивная речь развивается слабо. В речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы. Нарушена произносительная сторона звуков, нет интонационного переноса, страдают мелодика речи, ритм, темп. Голос то громкий, то тихий, переходящий в шепот. Произношение звуков самое разное — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает эгоцентрическая, бессвязная речь, наблюдается неспособность к диалогу. Творческая переработка новых фраз недостаточная, ребенок лишен активного стремления к их усвоению, использованию в новых условиях. Постоянно обнаруживаются нарушения синтаксического и грамматического строя речи, интонационная вычурность, лепетная речь наряду с возможностью правильной речи. Тенденция к манерному словотворчеству сохраняется и после первого физиологического кризового периода. Фразы обычно короткие, ассоциации разрыхлены, наблюдаются смещение мыслей, исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм.

Абстрактные формы познания действительности сочетаются с примитивными протопатическими с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях.

Касаясь развития и течения детского аутизма типа Каннера, следует отметить, что при нем с раннего возраста нарушается инстинктивная жизнь, наблюдается сменяющийся мышечный тонус (гипотонический — гипертонический), изменен аппетит, затруднено привыкание к новому виду пищи; на протяжении многих лет у детей выборочный рацион с предпочтением одних и тех же видов пищи. Отмечаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. У одних детей преобладает ареактивность, у других — повышенная чувствительность с беспокойством, беспричинным плачем. В этом раннем возрасте у ряда детей отсутствуют ориентировочные реакции на звуковые и световые раздражители, или они резко извращены, или то присутствуют, то пропадают, что дает повод подозревать глухоту, а иногда и слепоту.

Становление речи протекает также с рядом особенностей. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Дети при этом не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице; наблюдаются скандирование, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, символы, бессмысленное и невнятное повторение контуров слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно не изживаются ранние инфантильные лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. С возрастом некоторые дети способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы без возможности передать смысловое содержание прочитанного. Во всех случаях на протяжении длительного времени наряду с правильным наблюдается невнятное произношение одних и тех же звуков и слов. Постоянно хаотически переслаиваются примитивные и сложные речевые формы, отсутствуют или полностью недоразвиваются обобщающая и коммуникативная функции речи. Такие речевые недостатки в 1/3 случаев преодолеваются к 6—8 годам; в остальной части случаев речь (в особенности экспрессивная) остается недоразвитой.

Игровая деятельность у этих детей резко изменена и в основном сводится к однообразному пересыпанию, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию предметов. Обращает на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети много ползают, ходят, иногда подпрыгивая, крутятся. После 3 лет у многих детей игра протекает с характером сверхценного отношения к необычным предметам в виде интереса к машинкам, железкам, лентам, колесам и другим бытовым объектам. В течение ряда лет игра не усложняется, становясь стереотипной. Иногда она сопровождается уже охарактеризованной невнятной, аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Во взаимоотношениях со сверстниками одни дети активно их избегают, другие — безразличны, третьи — испытывают страх в их присутствии.

Все дети, больные аутизмом, имеют слабую реакцию на родных, хотя находятся в симбиозе с ними и в полной от них зависимости. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом во взаимоотношениях с нею быть неласковыми. При индифферентной форме общения с матерью дети стремятся к уединению, не реагируют на ее уход и отсутствие. Наиболее редко встречается негативистическая форма контактов, при которой дети гонят от себя мать и недоброжелательны к ней. Перечисленные формы общения с матерью могут видоизменяться и сменяться одна другой, и в определенной степени зависят как от адаптационных затруднений, так и от эмоциональной незрелости.

Эмоциональная сфера также неодинакова. Одни дети имеют ровный фон настроения, могут быть веселы в доступных им пределах, что выражается в довольном выражении лица, хорошем соматическом самочувствии, иногда проскальзывающей улыбке, другие — более равнодушны, однако и они не обнаруживают недовольства, если обеспечены их основные жизненные физиологические потребности. Любая попытка изменить привычный жизненный стереотип, повести на прогулку в необычное место, поменять одежду, вид пищи вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. В этом обнаруживаются психическая ригидность, косность этих детей, чрезвычайная чувствительность, аффективная неустойчивость. С годами эти черты подвергаются медленному, частичному смягчению, но полностью эти качества личности никогда не исчезают.

Синдром Каннера приобретает наиболее завершенную форму к 3—5 годам жизни ребенка. В эти годы формируются явные расстройства речи, тонкой моторики, игровой деятельности. Сохраняются специфические для синдрома Каннера неравномерность и хаотичность в основных функциональных системах. Выступают отчетливое интеллектуальное снижение, вычурность, манерность, аутистичность в поведении.

После 5—6 лет дизонтогенетические проявления при синдроме Каннера частично сглаживаются. Однако подобная компенсация неоднозначна. В 2/3 случаев у этих детей в данном возрастном периоде, а преимущественно и в более раннем, уже возникали неврозо-подобные, аффективные, кататонические и полиморфные расстройства. С годами указанные позитивные психопатологические расстройства нарастали, углублялись, усложнялись, и состояние ребенка утяжелялось. В этих случаях вставал вопрос о правомерности отнесения таких состояний к синдрому Каннера. По нашему мнению, в этих случаях правильнее асинхронный дизонтогенез по типу синдрома Каннера рассматривать как препсихотический этап в развитии психоза. А с периода присоединения к нему выраженных расстройств позитивного круга и выявления прогрессирующего усложнения состояния с нарастанием олигофреноподобного дефекта следует определять как детскую шизофрению. Принятое в международной детской психиатрии [что отражено и в МКБ-10 (1994)] определение данного круга расстройств как синдром Каннера на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта вряд ли целесообразно. Такой подход к верификации рассматриваемого состояния, расстройства ведет к дезинформации, лишает клиницистов знания о течении, прогнозе, необходимой терапии при нем. В отечественной детской психиатрии такие расстройства у детей после 6—7 лет рассматриваются в круге детской шизофрении.

Расстройство типа синдрома Каннера описано под разными названиями: «инфантильный аутизм» [Kanner L., 1943; Rutter M., 1981], «аутистическое расстройство» [АРА, 1987], «инфантильный психоз» [Mahler M., 1952], «ранняя детская шизофрения» [Bender L., 1947, 1958].

Характеристики этих видов аутизма, приведенные как самими авторами, так и позже в ряде международных классификаций болезней, оказались практически близкими. Это и послужило основанием для их введения в подрубрику «детского аутизма (F84.0) » , в рубрику первазивные расстройства развития (F84)», представленные в МКБ-10 (1994).

Анализ верификационных подходов к перечисленным подвидам детского аутизма с клинико-нозологических позиций, принятых в отечественной психиатрии, учет возраста начала, глубины выраженности аутистических расстройств и их сочетанности с возможными позитивными психопатологическими симптомами дали возможность более точного и обоснованного разграничения представленных подвидов детского аутизма.

Завершая описание синдрома Каннера, необходимо остановиться на двух видах аутизма, введенных в рубрику «детского аутизма» в МКБ-10 (1994).

Ссылка на основную публикацию
Фазы роста ресниц — как растут ресницы человека
Уход за ресницами Средства для роста ресниц Простагландины для роста длинных ресниц Перечень простагландинов Разбираем средства для роста ресниц по...
Ученые оценили эффективность «Арбидола» при лечении COVID-19
Арбидол: инструкция по применению Схемы приема и дозы при гриппе и ОРВИ Суспензия, 25 мг/5 мл Лечение 10 мл x...
Ученые составили карту микробов в организме человека — BBC News Русская служба
Микробиология Основы микробиологии Микробиология изучает строение, жизнедеятельность, условия жизни и развития мельчайших организмов, называемых микробами, или микроорганизмами. «Невидимые, они постоянно...
Фарингит у детей Врач-педиатр дп№4 Абдуллина Э
Фарингит у детей: диагностика и лечение Детский фарингит, взрослые последствия В основе фарингита – воспаление слизистой оболочки глотки, лимфоидных образований,...
Adblock detector