Что такое незрелость головного мозга у новорожденных детей

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Опубликовано в

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 3309 раз

Библиографическое описание:

Сагымбаев, Темирлан Баршанулы. Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей / Темирлан Баршанулы Сагымбаев, А. С. Шакирова, А. В. Синицын. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12464/ (дата обращения: 09.09.2020).

В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше. Связано это с тем, что улучшились методы исследования или же по-настоящему увеличилось число таких детей. В данном литературном обзоре мы, перечитав статьи, журналы, сборники статей и книги, разберем научные труды и мнения врачей, чтобы определить причины возникновения данного синдрома считающиеся актуальными в наше время.

Гуалтиери С. T. указывает что наблюдаемые у детей с СДВГ нарушения внимания и моторики связаны с предполагаемыми изменениями нейрофизиологической реактивности по отношению как к внешним, так и к внутренним стимулам. При зрелом типе корково-подкорковых отношений кора больших полушарий, в первую очередь фронтальные доли, приобретает способность управлять восходящими из подкорки активирующими влияниями. Это говорит о том, что активационные влияния, оптимальные по своей интенсивности, направляются в нервные центры, необходимые для выполнения данной конкретной деятельности. Проявления СДВГ объясняют с двух противоположных позиций — избыточности влияния активирующих систем ЦНС и их недостаточности. Исходя из теорий избыточности, дети с СДВГ получают чрезмерную стимуляцию, так как не в состоянии избирательно «отфильтровать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируется перераздражение коры.

Кантвилл Д. Ф. в своей теории функциональной недостаточности активирующих систем мозга указывает на низкий уровень активирующих систем вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводят к тому, что дети с СДВГ отвлекаются на стимулы, игнорируемые здоровыми детьми. (1)

Исследования Р. И. Мачинской и Е В. Крупской, базируются на предположении о двояком воздействии функционального созревания регуляторных систем мозга на развитие познавательных функций. В своем труде они говорят, что незрелость фронтоталамической системы и дефицит неспецифической активации у детей младшего возраста, по‐разному влияют на регуляцию когнитивной деятельности. У детей с незрелостью фронтоталамической системой был выявлен дефицит мотивационных и информационных компонентов внимания, а также дефицит большинства компонентов произвольной регуляции деятельности. У детей с дефицитом неспецифической активации в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания. Эти данные подтвердились и при анализе функциональной организации коры головного мозга с помощью оценки когерентности ритмических составляющих ЭЭГ покоя: у детей с НФТС было обнаружено снижение степени функционального взаимодействия между височными и ассоциативными зонами левого полушария. (2)

В свою очередь Грибанов и Депутат в своём исследовании, направленные на сопоставление особенностей ЭЭГ и уровня развития интеллектуальных функций, отмечают, что для подростков с СДВГ характерно повышение медленно‐волновой активности ЭЭГ, изменение латентных периодов и компонентов вызванных потенциалов. Основываясь на этом, авторы делают вывод о том, что уровень развития коры больших полушарий и фронтоталамической области при СДВГ варьирует в некоторых пределах возрастной нормы, но в то же время, наличие СДВГ может тормозить их развитие. Снижение способности к восстановлению функций нейронов коры больших полушарий приводит к истощению в процессе непрерывной интенсивной умственной деятельности. (3)

Ван де Путте к настоящему времени опубликован ряд работ по электроэнцефалографическим исследованиям при СДВГ, в которых показано, что для ЭЭГ при изучаемом синдроме характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга. Обнаружены ЭЭГ-признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ. Эти данные дают возможность понять, что синдром дефицита внимания с гиперрактивностью свидетельствует о незрелости коры полушарий. (4)

Баркли в своем труде указывает на то, что одним из главных патогенетических механизмов СДВГ является морфофункциональные нарушения в лобных зонах коры и подкорковых структурах мозга. В свою очередь, фактором для этого может служить энергетическое состояния головного мозга. Для оценки нейроэнергометаболизма используется метод анализа и топографического картирования уровня постоянных потенциалов головного мозга. Это исследование позволяет оценить суммарные энергозатраты головного мозга и интенсивность церебральных энергетических процессов. Исследования метаболизма головного мозга у детей с СДВГ выявили снижение суммарного показателя уровня постоянных потенциалов, что может быть связано с нарастающим истощением функциональных резервов мозга и значительным снижением энергозатрат в лобных отделах, а также уменьшением связей лобных отделов с другими структурами мозга, изменением межполушарных взаимоотношений. (5)

Гора Е. П. говорит о том, что ЦНС наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, обусловленной воздействием различных патологических факторов или их сочетаний во время беременности и родов. Одним из наиболее значимых последствий ранних гипоксических поражений ЦНС является нарушение процессов миелинизации. В своем труде он установил, что префронтальная область относится к числу тех мозговых зон, где миелинизация завершается позднее всего, и ее темпы характеризуются значительными колебаниями. Вызванные же гипоксией биохимические и структурные изменения не просто являются причиной морфологических нарушений со стороны ЦНС, но и искажают нормальный ход сложных процессов онтогенеза мозга. Длительность протекания процессов морфогенеза ЦНС обеспечивает высокую пластичность мозга и значительные компенсаторные возможности в случаях его ранних повреждений. Эти особенности определяют потенциальную эффективность коррекционных мероприятий, проводимых детям с СДВГ, при условии их раннего назначения (6)

Датские доктора в своем исследовании взяли 3 возрастные группы количеством 120 человек в возрастных категориях от 5 до 35 лет с идущими или прошедшими синдромами дефицита внимания с гиперреактивностью. Данные больные были поделены на несколько групп по возрастам, расовой принадлежности, протеканию беременности, места и условия проживания. В своем труде они сделали вывод, что явным фактором, ведущим к развитию данного синдрома, явилась неблагополучная беременность, которая включила в себя: токсикоз третьей степени. На 14 неделе идет развитие гипофиза, токсикоз же является одним из факторов торможения его развития (7).

Грибанов, опираясь в своем труде на статью Барра, говорит о том, что показатели уровня постоянных потенциалов головного мозга при СДВГ свидетельствовали о снижении суммарных энергозатрат, дисфункции фронтальных структур и изменении межполушарных взаимоотношений. При этом микроэлементный состав организма детей с СДВГ характеризовался низким содержанием цинка, что может играть определенную роль в патогенезе этой патологии, оказывая опосредованное влияние на метаболизм дофамина, нарушение которого на сегодняшний день рассматривается в качестве основного механизма развития СДВГ. Кроме того, были обнаружены повышенные концентрации железа и свинца. Известно, что эти элементы в избыточных концентрациях являются токсичными и могут оказывать влияние на развитие симптомов этой патологии.(8)(9)

Морозова, опираясь на опыт Амена, говорит о том, что ранее это расстройство рассматривалось в контексте минимальной мозговой дисфункции и основной причиной его возникновения считалось органическое повреждение головного мозга в перинатальный период под влиянием различных средовых факторов. Так же она считает, что при этом в патогенетические механизмы вовлекается система ассоциативная кора — базальные ганглии — таламус — мозжечок — префронтальная кора, т. к. согласованное функционирование всех этих структур обеспечивает контроль внимания и организацию поведения. В доказательство она приводит пример дисфункции этой системы как этиопатогенетического фактора при СДВГ служат данные о наличии минимальных органических структурных дефектов, выявляемых у части детей методами нейровизуализации, а также указания на морфофункциональную незрелость с признаками корково-подкорковой дисфункции, которые подтверждены нейрофункциональными методами диагностики. Мрт-исследования головного мозга пациентов с СДВГ выявляют сокращение объема белого вещества в правой лобной доле, уменьшение размеров хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка. Благодаря современным методам исследования, удалось обнаружить, что у детей с СДВГ обнаружены нарушения мозговой гемодинамики различного характера, преимущественно в вертебральнобазилярном бассейне.(10)(11)

Гасанов в своей статье делает вывод, что СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и норадреналина, что обусловлено влияниями нескольких генов, перекрывающих защитное действие компенсаторных механизмов. Эффекты генов, вызывающих СДВГ, являются аддитивными, взаимодополняющими. Большинство проведенных им исследований говорит о том, что СДВГ — это полигенная патология со сложным и вариабельным наследованием.(12)

Читайте также:  Антитела к мозгоспецифическому белку s 100 что это такое

Фараон в своей монографии приводит случаи, где основными этиологическими причинами СДВГ являются генетические влияния, в меньшей степени — факторы органического поражения цнс. Эти причины способствуют нарушению функций нейротрансмиттерных систем дофамина и норадреналина. Гетерогенность и комбинация с различными факторами раннего органического поражения головного мозга, в свою очередь, определяют полиморфность клинических проявлений данного расстройства (13)

Часть российских и зарубежных авторов сходится во мнении, что в основе развития и появление СДВГ лежат генетические дефекты 5-й и 11-й хромосом. Этот генетический дефект сопровождается избыточным обратным захватом дофамина в нервных окончаниях и снижением реакции рецептора на дофамин. Дофамина обеспечивает распознавание нейромедиаторов. Максимальная концентрация рецепторов данного вида располагается в лобно-подкорковых структурах. (14,15,16)

Заключение: Таким образом, клинические проявления синдрома дефицита с гиперактивностью у детей сопровождаются рядом нейробиологических особенностей ЦНС. К ним относятся незрелость регуляторных систем мозга стволового и фронтоталамического уровня, нарастающее истощение функциональных резервов мозга, менее пластичная структура связей отделов головного мозга в целом. Выявление имеющихся нейробиологических особенностей у ребенка с СДВГ в сопоставлении с диагностическими критериями позволит значительно оптимизировать лечебно-коррекционную помощь.

Если ребенок не говорит, или задержка речевого развития

Возможные причины задержки речевого и психического развития.

— Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) — очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия, в том числе ЗПРР.

— Родовая травма — чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

— Перинатальная патология ЦНС — в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов;

— Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте — они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно, а у детей с задержками психо или речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, поэтому речевое или психическое развитие задерживается.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом.

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; детского психиатра (отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития или наоборот, поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития, это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения); психолога и логопеда; лор-врача или сурдолога (для исключения нарушений слуха, т.к. факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба).

5. При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу.

Для преодоления ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур:

1.Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов.

Неврологи – лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

Дефектологи, психологи – занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, корректируют поведенческие реакции.

Логопеды – помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ (большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет).

2. Основными подходами в медикаментозной терапии при ЗРР и ЗПР являются применение:

— средств, улучшающих кровоснабжение головного мозга,

— корректоров поведения (седативных),

Это препараты и биодобавки, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин, элькар, ноотропил, PC Лецитин, Стомак суппорт и т.д.), для улучшения мозгового кровообращения (препарат Гинкго Билоба Плюс, Нейро Плас), для улучшения биоэнергетического обмена (Карни Плас, Кофермент Q 10), для устранения внутричерепной гипертензии (Вита Таурин), для коррекции нарушений поведения (Релакс Комплекс, Вита Таурин); так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум, пантогам, энцефабол и т.п.) – это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка может рекомендовать только врач-невролог, самолечением заниматься категорически запрещается!

3. Электрорефлексотерапия или метод транскраниальной микрополяризации был разработан в центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) как способ лечения задержек речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая – в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре – электрофорезе, это позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности, а так же уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе ряда речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые области мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память, являясь дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – основную причину задержки речевого развития.

Самые распространенные ошибки родителей.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это фактически учителя. Они лишь учат ребенка – как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком, но 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). При отсутствии медикаментозной и педагогической коррекции, задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) может с возрастом перерастать в умственную отсталость — стабильное снижение интеллекта. А просто ожидание 5-летнего возраста без лечения, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Очень часто родители не понимают всю важность проблемы своего ребёнка и отказываются идти в специализированные ДОУ, когда это рекомендует логопед или психолог, даже не задумываясь, что просто логопед не решит их проблему, что нужны совсем другие условия и среда, специалисты, программа.

В настоящее время существуют специальные детские сады, куда можно обратиться родителям, детей со сложными нарушениями речи, за помощью: ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида. В таких дошкольных образовательных учреждениях помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также реализуются программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников. Так же хочется отметить, что количество детей в специальных речевых группах почти наполовину меньше, чем в группах общеобразовательного ДОУ, а педагогический состав, в основном имеет специальное образование, для более эффективной коррекционной работы именно с детьми с проблемами в любом развитии.

Практические рекомендации родителям детей с ЗРР.

Работа с такими детьми начинается с их родителей, п.ч. они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: он все понимает, только ленится; он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил; с мальчиками всегда так. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать? Советы родителям:

Читайте также:  ИБУКЛИН ЮНИОР таблетки - инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания - Здоровье

O Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения: невропатолог, логопед (дефектолог), ЛОР.

O Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

O Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

O Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

O Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

O Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Вместе удивляйтесь увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

O Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

O Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

O Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

O Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).

O Стимулируйте речевое развитие малышей, путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т.п.

Задержка в развитии: причины и сигналы

Все педиатры и психологи в один голос твердят: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Но если отличия бросаются в глаза, задача родителей – вовремя прийти на помощь.

11 марта 2012 · Текст: Алиса Кобозева · Фото: Shutterstock

Культ индивидуальности возведен в нашем обществе в превосходную степень. Стремление выделиться, быть не таким, как все, уже стало признаком хорошего вкуса и верной приметой творческой натуры. Дети тоже начали отвоевывать свое право на неординарность: современные родители готовы учитывать не только потребности ребенка, но и его желания. Однако не нужно примерять философию индивидуализма к темпам развития малыша: они выверены ходом эволюции и имеют свои сроки.

Первая сигнальная система − это рефлекторные реакции нашего организма на раздражители извне и изнутри, которые помогают нам испытывать разные физические ощущения (боль, холод, тепло) и реализовывать инстинкты. Но эти способности есть и у людей, и у зверей. На вершину пищевой и иерархической пирамиды животного мира человека возвела речь – продукт второй сигнальной системы, присущей только высшим существам. Сегодня ученые могут с внушительной долей вероятности утверждать: обезьяна стала человеком в тот момент, когда распрямила спину и твердо встала на ноги. Без вертикализации (способности принимать сидячее и стоячее положение) речь, а вслед за ней и интеллект у нас бы никогда не развились. «В этом врачи уже давно убедились, − подтверждает главный научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НЦЗД РАМН Владимир Студеникин. – Если после инсульта пациент оказывается полностью обездвижен и не может ходить, его познавательные способности, включая память и внимание, начинают стремительно угасать. По этой же причине малышей с детским церебральным параличом приводят в сидячее положение искусственно».

В норме вертикализация начинается после полугода, когда ребенок учится сидеть. Речь развивается у детей только к концу первого года жизни, то есть к тому моменту, когда они поднимаются с колен. Но подготовка к важной метаморфозе стартует еще раньше. Моторное (иначе − двигательное) развитие запускается сразу после появления на свет. Постепенно мышцы укрепляются, и ребенок осваивает ключевые навыки: сначала учится держать голову, потом захватывать рукой игрушку, позже начинает ползать, затем сидеть и, наконец, встает и идет. Параллельно течет психическое развитие малыша: по мере взросления созревает кора головного мозга, и действия становятся осознанными.

Например, если 7−8-месячному ребенку предложить кусочек яблока, он сможет не только схватить и удержать его в руке (что есть признак окрепшей координации), но и попробует на зуб, потому что в этом возрасте уже понимает: яблоко – это пища, а самое подходящее для нее место – рот. В этом жесте уже намечаются ростки социального созревания, ведь здесь налицо попытка накормить себя. С другой стороны, выделение двигательного, психического, интеллектуального, эмоционального и социального развития весьма условно: все эти аспекты слишком затейливо переплетены между собой. «Тем не менее проблемы всегда начинаются именно с моторного развития, − объясняет Владимир Студеникин. – Если причина двигательной задержки достаточно серьезная, на следующем этапе на нее может наслоиться психомоторная, а потом речевая. Когда вертикализация проходит с опозданием, кора головного мозга созревает в замедленном темпе. Если малыш позже поднял голову, позже пополз, позже сел и встал, высока вероятность, что и говорить он начнет чуть позже».

Искусственный барьер

Большую роль в развитии ребенка играют родители. «У детей есть свои потребности: их надо не только кормить и купать, − напоминает Владимир Студеникин. – В общении с мамой они нуждаются не меньше. Легкий оздоровительный (не лечебный) массаж, который она каждый день делает малышу сама, не просто улучшает циркуляцию крови по сосудам, что само по себе очень полезно для мозга. Телесный контакт стимулирует развитие ребенка, даже если это обычные поглаживания».

Если взаимодействия с родителями нет, рассчитывать на нормальное развитие ребенка не приходится. По меньшей мере до 2 лет малыш и мама связаны друг с другом «невидимой плацентой». Если эту «плаценту» разорвать, ребенок будет обделен искусственно, не сможет проявить все заложенные в нем способности. Развивающие игрушки и игры никогда не станут полноценной заменой. Поразительно, но нехватка родительского внимания может привести не только к задержке психомоторного, речевого, эмоционального развития. «Дети из дома малютки питаются полноценно, но при этом плохо набирают вес, − добавляет Владимир Студеникин. – Так что силу родительского тепла переоценить невозможно».

В редких случаях причина опоздания бывает чисто механической. «Например, если у малыша во время родов случился вывих тазобедренного сустава, врачи обездвиживают его на какое-то время с помощью специальных шин, − поясняет Владимир Студеникин. – Если «лечение» затягивается на 8 месяцев (чаще по невежеству ортопеда или халатности родителей), вертикализация в срок пройти не сможет: чтобы сесть, малышу до этого нужно много двигаться и укреплять мышцы». К счастью, искусственно вызванные задержки развития практически всегда можно исправить.

Неблагоприятный фон

Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, − объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин − «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы − понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.

Читайте также:  Киви углеводы на 100 грамм

Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.

Контрольная работа

Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности. Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар – эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).

Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

«Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, − рассказывает Елена Гладкова. − УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».

В темпе роста

Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» − только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр). До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление). Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то – в полтора.

Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы. Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. «Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели, − объясняет Владимир Студеникин. – А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания. Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных».

Хотя исключения из правил все же бывают. «У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет, − рассказывает Елена Гладкова. – Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.

План действий

В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30−40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников. «Но есть еще исходы «относительно благоприятные», − продолжает Владимир Студеникин. – Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином «минимальная мозговая дисфункция», но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой – они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто».

Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. «Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, − говорит Владимир Студеникин. – Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы – лекарства, питающие клетки мозга».

К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно. «До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, − предупреждает Владимир Студеникин. – Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей». В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2−3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи. До 2−3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.

Ориентиры речевого развития

  • До 3−4 месяцев – «гуление»: произносит гласные звуки
  • 4−6 месяцев – лепет: произносит согласные («гу-га-гы»)
  • С 6 месяцев − формируется слог («ма»)
  • С 6 до 12 месяцев – появляется набор коротких слов («дай», «на», «баба»)
  • К 1,5 года – говорит короткие фразы («мама, дай»)
  • К 2 годам – использует большой набор слов, строит предложения со сказуемым, подлежащим и дополнением

Ориентиры моторного развития

  • От 1 мес. до 3 мес. – удерживает головку
  • 3−3,5 мес. – захватывает предметы рукой (освоив этот трюк, уже через 2−2,5 недели малыш твердо перекладывает игрушку из одной руки в другую)
  • До 4−4,5 мес. – переворачивается со спины на бок
  • С 4,5 до 5,5 мес. – переворачивается со спины на живот
  • До 6 мес. – переворачивается с живота на спину
  • С 5,5 до 7 мес. − сидит
  • С 5,5 до 11 мес. – ползает
  • С 6,5 до 10 мес. – стоит с опорой
  • С 10 до 13 мес. – начинает ходить

Тревожные сигналы

С 0 до 4 месяцев

  • Зрачки малоподвижны или косят глаза;
  • не реагирует на громкие звуки;
  • не замечает своих ручек (к 2 мес.);
  • не хватает предметы (к 3 мес.);
  • не улыбается маме (к 3 мес.);
  • не держит головку (к 3 мес.);
  • не гулит и не пытается имитировать звуки;
  • не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность (к 4 мес.).

в 7 месяцев

  • Мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичной куклы;
  • постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету;
  • головка западает назад, когда ребенок сидит;
  • тянет только одну ручку;
  • не любит ласкаться;
  • не подает признаков привязанности к человеку, который о нем заботится;
  • не тянет предметы в рот;
  • не произносит радостных звуков (к 5,5 мес.);
  • не перекатывается со спины на живот в обоих направлениях (к 6 мес.);
  • не сидит сам (к 7 мес.).
  • Не ползает или ползает, но волочит при этом ноги;
  • не стоит без опоры;
  • не ищет предметы, когда видит, что их спрятали;
  • не говорит ни одного слова;
  • не использует жесты (например, не трясет головой в знак несогласия);
  • не тыкает пальчиком на предметы и картинки;
  • не ходит (максимум к 18 мес.).
  • Говорит меньше15 слов;
  • не использует предложения из двух слов;
  • не имитирует поведение взрослых, их жесты, новые слова;
  • не выполняет простых инструкций («подойди», «посмотри»);
  • не отличает большой предмет от маленького.
  • Часто падает или с трудом преодолевает ступени;
  • нечетко произносит слова;
  • не пользуется горшком (хорошо или плохо);
  • не может построить башню из 4 кубиков;
  • плохо манипулирует мелкими предметами;
  • не может нарисовать подобие круга;
  • не может говорить короткими фразами;
  • не вступает в игру;
  • не проявляет интереса к другим малышам;
  • редко смотрит в глаза;
  • мало интересуется игрушками.
Ссылка на основную публикацию
Что такое интерферон; ФИРН М
Лечение гепатита С интерфероном: умереть от побочных эффектов Гепатит С – заболевание крайне опасное, осложнения от которого приводят к летальному...
Что такое выделения из пупка как вылечить, причины, симптомы, профилактика, консультация врача, посл
Что делать, если выделяется жидкость из пупка у взрослых Покраснение и выделение жидкости из пупка – признак развития заболеваний, которые...
Что такое выносливость I Виды I Как улучшить MYPROTEIN™
Развитие выносливости мышц в спорте: виды и методы развития выносливости Выносливость – физическая возможность человека, которая позволяет не утомляться и...
Что такое кастрация у мужчин
Кастрация юноши Поддержите наш сайт → Сенезино Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна («prima donna») и кастрат («primo...
Adblock detector